Блог писателя Сергея Юрченко

Куда исчезает разум цивилизации?

Янв 01 1970

. Когда тебя поучают - обидно, когда тебя используют - противишься, а когда тобой умело управляют, ты ведешься на это!

При просмотре старых заметок попалась на глаза запись из краткого справочника основных законов:
"Аксиома Коула. Общая сумма разума на Планете - величина постоянная, а население растет...". 
Фраза заставила задуматься, ведь аксиома, - это то, что не требует доказательств. Но, на чем-то же, Коул основывался, утверждая это, по сути, обвинение в адрес цивилизации, создающей беспрецедентные шедевры и в искусстве, и в науке, и в технике. 


Мне кажется, что основой для такой аксиомы было наблюдение Коула над беспредельной жадностью людей в желании заполнять свою жизнь удовольствиями. Причем, не созидательными удовольствиями, а такими, которые приводят к деградации личности: алкоголь, наркотики, различные шоу, казино, порно. Взять, хотя бы конкурсы красоты, которыми весь 20 век была наполнена "культурная" жизнь Америки. Ни один из них не увеличил количество разума на Планете. Наоборот, для огромного числа девушек эти конкурсы создали следующую модель поведения: в жизни можно легко достигнуть успеха, используя свое тело, а никак не разум.
Следующая новая выдумка для того, чтобы человек жил низменными интересами с искаженной азартом психикой: казино, игровые автоматы. 
Так же и все остальные удовольствия, которыми живет большая прослойка людей, не увеличивают общего разума цивилизации.
Третье тысячелетие принесло населению Планеты компьютеры и интернет, а вместе с ними еще большие возможности снижения разума человечества. 
За счет чего? За счет увлечения огромной массы людей компьютерными играми, общением в социальных сетях. 
Если для того, чтобы привлечь людей в казино играли на желании выиграть деньги, то для того, чтобы человечество жило в интернете, придуманы другие мотивации:
1. Компьютерные игры, якобы развивающие аналитическое и логическое мышление.
Компьютерные игры делают наших детей зависимыми от гаджетов, а также способствуют плоскому мышлению, жестокости, искаженному восприятию реальности.
У взрослых результат такой же, как у для детей: жизнь проходит в виртуальном пространстве. Реальная жизнь проходит стороной. Человек уходит из реальности, тупо складывая карты, кубики, занимаясь ловлей пузырей на экране, играя в танки или в "Майнкрафт", считая себя при этом гением аналитики и логики.

2. Публичность, предоставляемая социальными сетями.
Для выведения огромного числа людей из реального жизненного пространства эта идея великолепна. Ведь очень быстро захватывает и уже не отпускает никогда желание, чтобы о тебе знали, тебе писали, лайкали, кликали. Похоже на азартную игру? Лайкнули, одобрили - ты счастлив, не заметили - депрессия.

А если серьезно задуматься о масштабах жизни людей в интернетно-компьютерно- игровом пространстве, то утверждение Коула действительно является аксиомой. Мы наблюдаем повальное увлечение людей компьютерными играми, игрой в псевдопубличность, сумевшими так эффективно уровнять разум стремительно растущего населения Планеты, что он остался на прежнем уровне. Ведь разуму развиваться некогда, пока он лайкает, селфится, кликает или строит виртуальные города на Луне и Марсе. 
Как бы в подтверждение моих мыслей попалась статья по этой теме, где практически подтверждается аксиома Коула словами Стива Джобса.

Яндекс.Метрика