Как вылечить ребенка от компьютерной зависимости?

Дек 13 2015

РЕБЕНОК СТАЛ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОМПЬЮТЕРА! 


ЧТО ДЕЛАТЬ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ РЕБЕНКА?

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ?

Глава из электронной книги  «Как я победил уроки?» Или «Истории одиннадцатилетнего мальчика Вадика о том, как он стал хорошим учеником»



ПРИГОВОР

– Я уже ничего не хочу! Учить уроки с сыном стало настоящей каторгой!
– Я устала! Эти уроки так достали, что жить не хочется!
– Оторвать сына от планшета невозможно. Когда отбираем, он ничего не хочет: ни роликов, ни велосипеда, ни цирка, даже есть не хочет!
  

Такими или похожими словами мамы описывают свое состояние и состояние ребенка, ставшего Интернет-гаджетной – компьютерной зависимым. 
Давайте сразу договоримся, дорогие мамы, не использовать любых слов, словосочетаний типа «я устала», «ничего не хочу», «все надоело»… 
Иногда, эти слова могут прозвучать так искренне, с таким внутренним убеждением, что Вселенная понимает их буквально и посылает то, что заказала хозяйка… 
Это первое. 

Второе!
Давайте помнить, что мы - родители и отвечаем за своих детей. Более того, ребенок вырастает таким, как его родители, его ближайшее окружение (бабушки, дедушки). «Вырастает таким», означает, что ребенок считывает с родителей модели поведения реагирования на жизненные ситуации, считывает привычки родителей, считывает слова, которыми реагируют родители друг на друга, на внешние обстоятельства.    
 
Третье!
Давайте, дорогие родители, поймем, что гаджетная зависимость ребенка произошла только потому, что вы это допустили. Неважно как! Не думали, не знали, что так может быть, и что потом избавиться от зависимости невероятно трудно. Но на вас полная вина в том, что ребенок стал зависим. Вспомните, с каким умилением вы смотрели на своего малыша, тыкающего пальчиком в ярлыки планшета, открывающего игру, нажимающего кнопки в самой игре.  Вы улыбались, гордились своей малюткой, которая без всяких инструкций все более увереннее овладевала играми в планшете. Вспомните, как вы, чтобы занять ребенка, включали ему мультики все в том же планшете и вас радовали тишина и покой в доме.
И поэтому, первый шаг к избавлению ребенка от гаджетной зависимости, это -  признание своей вины. А избавиться можно! Можете в этом не сомневаться. Но чтобы этого достигнуть, нужен виновник – вы! Виновник нужен для того, чтобы чувство собственной вины дало вам терпение, причем долгосрочное терпение на пути лечения ребенка.  Это чувство вины не позволит вам в процессе лечения ребенка кричать на него, бить его или опустить руки от отчаяния или ощущения своего бессилия.  Все преодолимо. Нужны терпение и методичная работа с ребенком. 

Четвертое!
Дорогие родители! Давайте поймем еще одно важное обстоятельство, которое позволит вам понять своего ребенка, понять, что все очень серьезно. Понять, что криком и запретом лечение не даст результатов.  Это понимание рождается вашими честными ответами на вопросы:
– Вы можете в одночасье бросить курить?
– Вы может отказаться от кофе?
– Вы можете отказаться от пива?
– Вы можете отказать от секса?

Теперь вы поняли, как все серьезно с вашим ребенком, потому что он, как и вы, не может в одно мгновение стать свободным от компьютерной зависимости, не может от одного вашего окрика стать свободным от гаджета.
Но скажите, если вы решили стать некурящим, вы же достигнете результата? Пусть не сразу, пусть не так быстро, как хочется, но достигнете. Вы достигнете этого упорством, силой воли, убеждением, и самое главное – решимостью.
Именно эти ваши качества и необходимы, чтобы избавить ребенка от зависимости: упорство, убеждение, решимость. А к ним еще нужно добавить любовь, нежность, неторопливость и настойчивость. Вот теперь у вас все получится, если вы готовы приложить эти усилия к избавлению своего ребенка от гаджетной зависимости.

И пятое!
И уж, чтобы по-настоящему запустить в родителе понимание важности того, что произошло с ребенком,  прозвучат эти слова:
– Своими действиями родитель искалечил психику ребенку. 
Обычную травму вылечить по сравнению с лечением психики кажется невероятно легко. Потому, что психика – это то, что лежит в мозге человека, это то, что заставляет человека реагировать на жизнь так или иначе, это то, что сформировано неосознанно, в процессе самой жизни, естественно, плавно и постепенно. И теперь вам, родители, становится понятно, что лечить нужно самый сложный, самый непонятный орган человека – его мозг.
Осознайте важность этого, но не так, когда вы давали планшет в ручки трехлетнего малыша, а осознанно серьезно. Мозг! Не рука, не нога, а то, что в голове!  

И последнее в предисловие, шестое!
Итак, вы виновны и приговорены. Вот ваш приговор, но вынесите себе этот приговор сами, и не отступайте от его исполнения ни на йоту.
1. В течение года я ни на кого не кричу, не высказываю свои нервы и психи.  
(Психи, нервы все равно будут, но их осадок в себе держать нельзя. Весь негатив нужно выбрасывать из себя. В тренажерном зале на снаряды, битьем груши или мяча, энергичным топаньем ног об пол. Эти действия вслух или мысленно сопровождаем словами:
– Я выбрасываю из себя мысли «о том-то». Мои голова и тело свободны «от этого»).
 2. В течение года, провожая ребенка в школу, я говорю ему:
– Ты наш самый любимый! Я желаю, чтобы твой день прошел замечательно, чтобы у тебя в школе все получилось, чтобы учителя  и твои товарищи  были к тебе чуткими и отзывчивыми.
3. В течение года, встречая ребенка после школы я его обнимаю, целую и говорю:
– Мой дорогой, как прошел твой день? Как твое настроение? - и сообразно реагирую на его ответы. Я не спрашиваю, что и сколько задано по урокам, какие у него отметки. Я его кормлю, рассказывая о своем дне, даю ему возможность отдохнуть после школы, ведь он устал больше, чем я.
4. В течение года я терпеливо, нежно, но настойчиво разговариваю с ним по методике лечения, изложенной в отдельной главе. В течение года я выполняю все рекомендации методики лечения. 
5. В течение года я не жду быстрого результата. Это становится просто частью моей жизни. У меня прекрасное настроение. У нас с ребенком все получилось. 
6. В течение всего периода лечения я контролирую нахождение ребенка в гаджетном пространстве. 
7. В течение года я сама (и сам также) не играю в компьютерные игры.

Нелегкая задача, но реальная, и нужны только любовь к ребенку и решимость для достижения результата. 


КАК ИГРАЕТ РЕБЕНОК?

Обсудим вопрос, как играет ребенок? Что для ребенка означает любая игра?  Это необходимо для понимания психики ребенка. Мы ведь собираемся ее изменить. Изменить так, как мы, взрослые, считаем, что это будет лучше для самого ребенка.

Вот у ребенка в руках машина. Он - гонщик.  Он преодолевает машиной препятствия, которые расставил у нее на пути. Он рычит, имитируя звуки мотора. Ему все равно, что у его машины нет бампера, двух колес. Это для него неважно. В его ручках самая  лучшая спортивная машина, с самым сильным мотором и за рулем этой машины он сам. Не его ручка движет машиной, это он сам сидит за ее рулем и управляет ею, причем управляет так, что побеждает все препятствия на своем пути – потому, что он - самый лучший в мире гонщик, он - победитель.  Посмотрите на малыша в этот момент, вы увидите, что его здесь нет. Его взгляд, все его мысли там, в игре, в преодолении препятствий. 

А вот девочка играет куклой. Кукла пришла в парикмахерскую, но она - не кукла. Она подружка, у нее есть имя и в момент, когда идет игра, эта кукла для ребенка живая.

Попробуйте в эти моменты забрать у ребенка машину или куклу. Вы знаете, что будет! Море слез, море обиды! Вы испортили игру, вы вторглись в построенный ребенком в своем сознании мир и разрушили его. Что может быть горше этого? 

Так же точно играет ребенок в компьютерные игры. Это мы, взрослые, играем и знаем, что это - игра. И то, порой увлекаемся так, что прозвучавший внутри призыв: «Пора покурить» игнорируется. Так увлекла игра.  А у ребенка все серьезнее. Он становится приложением к игре, он внутри нее, он растворяется в ней, игра и он – это одно и тоже.  И, если ребенка  окликнуть в момент игры, то можно увидеть, что, играя,  он даже не слышит звуков настоящего мира, потому, что он сейчас в танке, и, управляя им, побеждает врага.

И, если подойти сейчас и отобрать гаджет или выключить компьютер, то ребенку будет нанесена психологическая травма, потому что был прерван цикл. Этот цикл не завершился  штатно и, выключив компьютер, ребенок остался в ситуации, когда он уже не там, в игре, но еще и не здесь, ведь он не доиграл. Для ребенка это- психологический стресс. Он может даже после того, как взрослый уйдет, чтобы лечь на диван и, закрыв глаза, продолжить игру, ведь ему нужно ее завершить.  Это - мозг, психика. Шутки здесь не уместны. Это можно назвать болезнью, но это - не болезнь. У психики существует два мира. Один управляемый, интересный, приносящий удовольствие от победы, а в другом нужно есть манную кашу и учить уроки. И ребенок предпочитает первый мир. 

Ситуацию, когда у ребенка отбирают гаджет, можно сравнить с ситуацией, когда у взрослого налита рюмка алкоголя и уже губы коснулись края рюмки, и пришло уже предстоящее ощущение вкуса и удовольствия от алкоголя, и в это время рука жены выхватила рюмку и вылила ее содержимое в раковину.  Теперь частично можно представить, что происходит с ребенком, когда внезапно прерывается его игра. Представьте, и выполняйте всегда правило 1:

ПРАВИЛО 1. 
Нельзя  отбирать гаджет у ребенка, если игра не завершена, или не завершен ее какой- либо уровень.


ПОЧЕМУ НУЖНО ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ РЕБЕНКА?

Вопрос! Можно ли бросить все на произвол? Как будет, так и будет. Может, перерастет и все пройдет? 
Давайте поговорим на эту тему.  Каким будет ребенок, когда станет взрослым, если его не избавить от компьютерной зависимости?

Начало, каким будет ребенок,  уже знают те родители, чей ребенок стал зависимым. Этот ребенок не хочет учить уроки или делает их так,  лишь бы отстали родители. Пока он маленький, родителям удается хоть как-то держать его «на плаву» тех знаний, что дают в школе.  Позже, когда родительский контроль исчезнет, исчезнут и знания. Школа превратится в тусовку, а время  для уроков заполнится или улицей, или игрой в гаджете. 
Даже половое созревание и, казалось бы, естественное стремление к противоположному полу, может  блокироваться желанием играть все свободное время.
  
Мама десятилетнему сыну:
– Сыночек, завтра мы хотим повести в цирк Юлечку (младшую сестричку). Ты тоже идешь с нами!
– Мама, я не пойду!
– Почему? Там интересно, цирк зверей.
– Я не могу тратить свое драгоценное время на какой-то там цирк!

Вот она истина перед вами, родители! Ребенок честно и искренне сказал то, что думает. Истина в том, что ничего не интересует  ребенка, ставшего зависимым от гаджета. И взрослея, в нем все время будет тот же приоритет – игра.  

Какой же это человек? 
Вялый, безынициативный, скучающий, с полуотсутствующим взглядом.  Этот человек не может учиться в университете, потому что не получил необходимых знаний в школе.  А, отправив его туда за деньги, толку будет все равно мало. 
Этот человек может жениться, у него могут быть дети, но он никогда не станет по- настоящему ответственным взрослым. И все в семье будет тянуть на себе жена, если выдержит. А не выдержит, так ему все равно, не сильно и расстроится: гаджет, интерет, социальные сети, сетевая игра при нем все же останутся. И в этой сетевой игре  у него есть жена и есть слуги, есть недвижимость, и он этим всем управляет легко и с удовольствием. 

И поэтому вывод один: от компьютерно-игровой зависимости ребенка нужно избавляться, иначе всю жизнь он может провести на грани двух миров: настоящего и игрового. Но ведь грань означает ни там, ни тут. Это - промежуточное состояние, и в нашем случае очень страшное для жизни человека – находиться на грани двух миров, не отдав предпочтение настоящему Миру. Жизнь наполовину, вот как еще можно охарактеризовать будущего взрослого, зависимого от компьютерно-игрового-гаждетного пространства с раннего детства.


МОЖНО ЛИ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ВВЕСТИ ДЕНЬГИ, КАК ЭЛЕМЕНТ ПООЩРЕНИЯ?

Прежде, чем приступить к самой методике избавления ребенка от зависимости, следует обсудить еще и этот вопрос. Многие родители идут на этот шаг, пытаясь, таким образом,  
уменьшить время, затрачиваемое ребенком на игры.  
Правильно ли это?

Вопрос денег в воспитании детей - обширная тема, потому что не только в случае компьютерной зависимости ребенка, родители прибегают к этому, но и в случаях его нежелания учиться, или помогать по дому, помогать в воспитании младшей сестры или брата.  Но чтобы не распыляться мы сузим обсуждение этой темы, до необходимого нам уровня. 

Можно ли алкоголика уговорить не пить, давая ему деньги?

Можно ли вылечить человека, зависящего от наркотических средств, поощряя его деньгами не делать этого?

Ответ: «Нет»! Потому, что и то, и другое несет в себе не только физическую зависимость, но и психологическую. И, если физическую зависимость еще как-то можно побороть силой воли, то психологическую без посторонней помощи нельзя. Очень в редких случаях это удается. Удается тогда, когда алкогольно или наркотически зависимый человек получает сильнейший психологический стресс. Например, угроза заключения или чья-то смерть. В таких случаях более мощный «клин» вышибает другой клин и при желании человек сам может остановиться в своем  бесконечном алкогольно-наркотическом угаре.

Компьютерная зависимость – это изменение психики, и поэтому деньгами она не лечится.  Ребенок с удовольствием будет получать деньги, и все равно будет играть. Может при родителях он и будет играть меньше, чтобы получать деньги, но все остальное время, когда родителей нет, он будет играть, и найдет способ оправдаться, почему не выучены уроки?

Родительская помощь – вот надежное средство в избавлении от компьютерно-игровой зависимости.


ПРАВИЛО 2
Поощрение деньгами  для снижения времени, затрачиваемого ребенком на игры, малоэффективно,  и по-настоящему не избавляет его от компьютерной зависимости.


МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ 
ЗАВИСИМОСТИ РЕБЕНКА

Еще раз обратимся к опыту лечения людей, зависимых от наркотиков.
Как излечивают таких людей?

Первое. 
Ему облегчают физические страдания капельницами, сосудистыми препаратами, успокоительными и снотворными средствами.

Второе.
С ним работает психолог, вскрывая слои сознания, добираясь до тех слоев, которые еще живы и способны адекватно реагировать на  поставленные вопросы, адекватно оценивать ту или другую жизненную ситуацию. И дальше кропотливой работой вытаскивают пациента в сегодняшний реальный мир. Вытаскивают уже с новым сознанием, созданным в процессе бесед с пациентом. И это обоюдная работа, кропотливая и длительная. Если пациент не хочет, то такое превращение осуществить невозможно.
...
Продолжение читайте в книге

Другие главы книги

 

Оглавление

 Не хочу делать уроки! 4

Зачем нужны родители?. 21

Почему я принял окончательное решение учить уроки?. 31

Почему падает успеваемость ребенка?. 41

 Как правильно учить уроки?. 48

 Можно ли обманывать родителей?. 56

Что делать, если ребенка дразнят?. 65

 Зачем школьнику нужна духовность?. 81

 Зачем школьнику нужны квадратные уравнения?. 95

 Эпилог. 103

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.. 106

 Как избавить ребенка от компьютерной зависимости?. 106

 

 

Приобрести ЭЛЕКТРОННУЮ КНИГУ

Приобрести АУДИО КНИГУ